Харизма нашей премии — в умении собирать абсолютно разных людей так, чтобы к концу встречи они расходились почти друзьями. Дважды в год мы делаем это масштабно: в августе — на церемонии награждения финалистов — и в декабре — на благотворительных вечерах для партнёров и благотворителей.
12 декабря мы посвятим вечер нашим героям — участникам премии со всей России. Эти люди — закопёрщики*, те, вокруг кого всё крутится: они восстанавливают дома, города, деревни, память, историю и отношения. Они расскажут свои истории и покажут уникальные артефакты, которые станут лотами благотворительного аукциона. Все вырученные средства пойдут на развитие сообществ и поддержку премии.
* Закопёрщик (народное) — главный зачинщик, вокруг которого собирается мир, чтобы двигать горы
финалистов
65
сообществ в победителях
375
5
лет
2 268
участников
77
регионов
Премия в цифрах
Программа вечера
18:30–19:00
Под сводами XVIII века будем знакомиться и искать общий язык
Место встречи — культурный центр «Хитровка», где до революции хранили рыбу и соль, а в советское время здесь столовались красноармейцы и хранились театральные декорации.
19:00–19:40
Спектакль в жанре театра предмета
Режиссёр Михаил Плутахин, лауреат премии «Золотая маска», поставил эту историю специально для нашего вечера. Главные герои — уникальные предметы XIII—XXI вв.еков, которые наши номинанты предоставили для благотворительного аукциона.
19:50–21:00
Розыгрыш, в котором выигрывают все
10% вырученных средств отправятся на поддержку проектов, предоставивших лоты, а остальное — на развитие премии. Всё честно, задорно и благотворительно!
ЛОТ 1: Кирпич из готических сводов кирхи Святой Барбары в Калининграде
Размеры: 50×20 см. Материал: глина. Предоставлено проектом «Хранители руин», Калининград.
Этот кирпич — не просто строительный материал. Это свидетель истории, который пережил века, смену эпох и мировоззрений. Кирха Святой Барбары, построенная в 1324—1325 годах, прошла путь от католического храма до лютеранского, от дома культуры до заброшенных руин, покрытых кустарником. Первые два века в Санта Барбаре молились католики, а после Реформации — лютеране. Когда закончилась Вторая мировая война и Кёнигсберг стал Калининградом, храм переоборудовали в дом культуры. В 1970-х в здании произошёл пожар, после которого храм был заброшен и многие десятилетия находился в забвении. Этот кирпич хранит в себе шёпот всех этих эпох, смешанный с гулом пожаров и перемен. Проект «Хранители руин» бережно сохранил его, чтобы поделиться с вами частью исторического наследия Калининградской области. Вместо попыток стереть следы времени команда вдохнула новую жизнь в руины, превратив их в живописный исторический парк. Кирпич из Санта Барбары — это не только уникальный артефакт, но и возможность поддержать проект, который сделал руины местом притяжения и размышлений о нашей многослойной истории.
В 2020 году волонтёры движения «Хранители руин» предложили идею не крайне туманного восстановления разрушенного храма, а его возрождения согласно концепции «эстетики руин». Суть её в том, что объекты очищаются от мусора, зарослей, консервируются и постепенно превращаются в своеобразный исторический парк с доминантой в виде живописных руин.
«…Поначалу в Калининграде нас называли варварами, потому что люди считали, что все объекты должны быть восстановлены, а мы их только расчищаем (это другой принцип). И тут приходите вы, мы побеждаем в премии, получаем признание на уровне столицы! Это трудно переоценить, передать словами. Это очень воодушевляет, помогает, заставляет верить в то, что мы делаем действительно важное.
А приз в размере 100 тысяч рублей в 2021 году для нас был вагоном золота! На эти деньги мы спокойно существовали полгода. Эта «подушка» дала возможность протянуть шесть месяцев, понять, куда двигаться, где брать ресурсы. И уже к следующему году мы окрепли, оформили НКО, и там уже пошло повеселее: субсидии от области и т. п. То есть в истории становления нашего движения премия была ключевым моментом».
Победители премии в 2021 году в номинации «Пространство».
ЛОТ 2: Печной изразец XVII в. из московской усадьбы
Фрагменты разных размеров. Материалы: глина, цветная глазурь. Предоставлено проектом «Консервация», Москва.
Перед вами не просто плитка, перед вами кусочек истории, способный украсить ваш интерьер и рассказать историю расцвета русского изразцового искусства XVII века. Яркие глазури, сложные рельефы и многослойные узоры, которые созданы белорусскими мастерами, привнёсшими в Россию свои секреты керамики. Эти фрагменты были найдены во время раскопок в Москве и словно перенесли с собой дыхание прошлого. Каждый элемент уникален и представляет собой маленький шедевр. Добавьте этот артефакт в свой дом — и ощутите связь с эпохой, когда печи были не только обогревательными приборами, но и произведениями искусства.
Участники проекта спасают архитектурное наследие России, бережно восстанавливают забытые памятники архитектуры по всей России. Сама команда проекта размещается в Доме Телешова на Покровском бульваре (Покровский бульвар, 16−18), где до сих пор сохраняется живая атмосфера старой Москвы, множество подлинных деталей и артефактов. Если вам ещё не доводилось быть там на экскурсии, то скорее сделайте это.
Победители Премии в 2024 году в номинации «Культура».
ЛОТ 3: Наличник из дома XIX в. во Владимире
180×110 см Дерево, краска. Лот предоставлен центром современной культуры «Флигель», Владимир
Этот наличник XIX века из Владимира может стать изюминкой вашего интерьера и достопримечательностью вашего дома. Только послушайте… …1858 год. Купец второй гильдии имел доходный дом и стал состоятельным для того, чтобы построить в своей усадьбе флигель, где жила его семья. Сегодня в этом здании располагается Центр современной культуры «Флигель».
А сам доходный дом снесли несколько лет назад, но хозяева сохранили наличник. Он прожил ещё 4 года — побывал на выставке древнерусского искусства, был фотозоной, украшал двор и разные мероприятия, в последнее время наличник обрамляет афиши культурного центра.
Традиционный наличник — не просто элемент декора, а древняя защита дома от зла. Каждый узор здесь — символ. Треугольники обозначают твердь, волны — воду, поддерживающую жизнь. А крыша, боковые части и основание — это небо, жизнь и земля, объединённые в единой композиции.
Центр стал настоящим местом притяжения творческих людей. Здесь рождаются проекты, встречаются писатели, музыканты, художники и обсуждают свои идеи. Во «Флигеле» можно встретить столичную звезду и известного владимирского творца, познакомиться, подружиться и вдохновиться на создание своего проекта.
Финалист премии в 2024 году в номинации «Культура».
ЛОТ 4: Набор дореволюционных открыток
4 открытки. Лот предоставлен проектом «Почтовое», г. Нижний Новгород
Вы когда-нибудь держали в руках историю? Набор из старинных открыток словно машина времени, переносит нас в разные эпохи.
«Девятый вал» Айвазовского (конец XIX века) — образец сувенирной продукции Русского музея, ставший напоминанием о зарождении нашей музейной культуры.
«Чёрное море» с дарственной надписью — открытка начала ХХ века с историей о дружбе: «На добрую память другу Виктору от Юры». Этот маленький артефакт сохранил в себе человеческое тепло.
Пристань в Жигулях — повседневная жизнь волжских жителей в начале ХХ века, дорогая сердцу каждого, кто связан с Тольятти и Волгой.
Эдип, разгадывающий загадки (Энгр, конец XIX века) — классика в миниатюре.
"Почтовое" изучает историю людей из прошлого по старинным открыткам.
Тимур Хусяинов, инициатор проекта, шутливо называет открытки аналоговым мессенджером с геотегом, картинкой и сообщением. Это сегодня мы записываем кружочки или сухо набираем «Доехал. Всё хорошо», а тогда открытки были наполнены поэтическими настроениями, отражающими письменную культуру того времени.
Проект «Почтовое» — это история России через жизнь простых людей. Это истории про общение внутри семьи, православные праздники, труд и досуг — как люди всё это сами описывали в посланиях на почтовых открытках.
Финалист премии в 2024 году в номинации «Память».
ЛОТ 5: Рисунок. Без названия. Художник Александр Гнутов (Баюн)
21×15 см Бумага, фломастер, перо. 2022. Лот — из личной коллекции Василисы Гончаровой, основательницы проекта «Патриарт»
Автор — известный саратовский художник Александр Гнутов. Работы художника вдохновлены фольклором, а также соединяют традиции с современным взглядом на искусство. Это авторский рисунок, который создаёт собственную мифологию, вобравшую в себя элементы народных легенд и сегодняшней действительности.
Патриарт — термин, придуманный автором одноименного проекта Василисой Гончаровой. «Патриарт» занимается поиском и собиранием художников, дизайнеров и представителей других жанров визуального искусства для восстановления и актуализации преемственности русского искусства от истоков до наших дней.
Финалист премии в 2022 году в номинации «Русская традиция».
ЛОТ 6: Объект «Забор». Художник Алексей Кир
72×40 см Дерево, пирография. Лот предоставлен инклюзивной мастерской «Коряги», Москва.
Этот объект был создан участниками инклюзивной мастерской «Коряги», где люди с особенностями развития реализуют свои творческие потенциалы. Объект «Забор» был создан специально для выставки «Лес — сад» (Калининград, 2024). Выставке предшествовал открытый конкурс, в рамках которого художникам из России и зарубежья предлагалось порассуждать о феномене леса и сада, столкнуть их в одном пространстве, а может, напротив, объединить. Художники инклюзивной мастерской решили участвовать наравне с обычными творцами. Успешно прошли сложный отбор. Так работа оказалась на выставке в Калининграде и тут же была продана. На аукцион представлен эскиз работы, которая может стать незаменимым объектом в интерьере: от декоративного панно до вешалки.
Мастерская «Коряги» — это место, где искусство становится инструментом социальной интеграции. Люди с ментальными особенностями через творчество реализуют себя, участвуют в выставках и фестивалях. Покупая этот лот, вы не только приобретаете уникальную работу, но и поддерживаете творческую деятельность людей с особыми потребностями, позволяя им чувствовать себя частью общества.
Финалист премии в 2024 году в номинации «Милосердие».
ЛОТ 7: Гончарная композиция
Высота ваз: 20 см, 21 см, 26 см и 15 см. Лот предоставлен гончарами из Москвы, Новороссийска, Санкт-Петербурга, Красногорска, проект «Среда и воскресение», Москва.
Гончарная композиция — результат эстафеты, инициированной мастерской «Среда и воскресение». Среди участников — мастера из Новороссийска, Санкт-Петербурга, Красногорска и Москвы. Каждый мастер, следуя за формой и силуэтом работы предшественника, создал авторский сосуд, который отражает индивидуальный стиль и творческое единство.
Эта совместная работа позволяет каждому участнику внести свой вклад в создание единой гончарной композиции, которая символизирует их творческое объединение и единство, совместное стремление к творческому синтезу.
Традиционно гончарное дело видится как индивидуальный процесс, где мастер взаимодействует с материей в одиночестве, в интимном диалоге с глиной и кругом. Но идея этого проекта — преодолеть одиночество и показать, что истинное творчество достигается в совместном труде. Композиция служит символом гончарного сообщества, выражая стремление к внутренней гармонии и синтезу индивидуального и совместного. Она отражает веру участников в творческое объединение, которое преодолевает разрозненность и ведёт к высшему синтезу духа и материи. В этой эстафете мастера видят не только художественный, но и духовный акт, объединяющий их в стремлении к общей цели — жизни и творчеству вместе.
Необычная гончарная мастерская, которая собирает ценителей особой тактильности и авторской керамики, знаменательна не только этим. Сначала её основательница Алла Алфёрова вела литературный клуб в своей архитектурной мастерской. За разговорами о прочитанном часто рождались и новые творческие проекты. Один из них — книги-вазы. Сначала появились как эксперимент над формой и функцией, а теперь это визитная карточка «Среды и воскресения».
В 2024 году мастерская предоставила пять уникальных ваз для победителей премии «Жить вместе».
Друзья премии с 2020 года.
ЛОТ 8: Витражная секция из Дома Бака
Витражная секция из доходного дома Бака Размеры: 27 х 68 см Стекло, акрил Лот предоставлен сообществом «Кирочная, 24. Дом Бака», Санкт-Петербург
По словам Марины Жуковой, соавтора сообщества «Кирочная, 24. Дом Бака», этот витраж стал отправной точкой настоящей реставрации. Дело было так: в одной фрамуге не хватало средней секции наборного витража. Тогда волонтер Евгений Рыжаков решил восстановить его по копиям с других этажей и нарисовать в акриле. Эксперимент почти удался, но с размерами стекла Евгений ошибся. Хотя это был значительный шаг к мечте о воссоздании именно наборного витража.
На следующий день, после того как Евгений закончил работу, жители Дома опубликовали в соцсетях пост об этом, и уже на следующий день на них вышли выпускники кафедры экспертизы и реставрации института культуры. Они взялись сделать эту секцию в оригинальной технологии и сделать это своей дипломной работой. На сегодняшний день ребята восстанавливают уже пятый витраж. А легендарный фрагмент, который положил начало большой реставрации, передан на аукцион Премии “Жить вместе”.
О проекте «Кирочная, 24. Дом Бака»
Дом Бака –– это сообщество друзей, основанное в 2013 году, сегодня оно насчитывает более семи тысяч человек – неравнодушных людей по всему миру. Собирая по частям истории жителей дома, участники возвращают ему его «я». Постепенно от созидания нематериального, шаг за шагом они переходят к реставрации интерьеров и фасадов здания.
Многие годы великолепный дом, требующий внимания и постоянной заботы, разрушался. Во время войны дом потерял свою башенку, в 1968 году во время ремонта были утрачены элементы лепного и металлического декора аттиков, демонтировали вторую башенку и водомёт фонтана, в 1950-е, после отмены должности дворника, стали пропадать дверные ручки, люстры в парадных, дети разбирали витражи на грузики для рыбалки. Коммунальщики разбивали метлахскую плитку, проводя коммуникации, были разрушены зеркала, пропали ковры, разбиты перила, украдены двери, разбит родной мрамор ступеней и подоконников, поврежден лепной декор. Но еще очень многое сохранилось и требует бережного отношения.
Сообщество «Кирочная, 24. Дом Бака» –– это проект, выросший из необходимости установить домофон в парадной, организовать уборку мусора и починить текущую кровлю дома. Стало понятно, что только объединившись, соседи могут достичь изменений. И что даже решение небольшой задачи в доме – это большой труд.
ЛОТ 9: Картина «Сад в усадьбе Охотино»
Размеры: 50×70 см. Картон, акрил, 2024 год. Лот предоставлен фондом им. К. Коровина «Спасём вместе», д. Охотино, Ярославская область
Эта картина — результат труда волонтёров и художников, участвующих в проекте «Возрождение дома-дачи первого русского импрессиониста Константина Коровина». Она изображает сад, который, возможно, когда-нибудь станет центральной частью восстановленной усадьбы. Вдохновлённая наследием Коровина и историей этого места работа передаёт дух времени и привлекает внимание к важности сохранения культурного наследия.
Детство и юность Натальи Булах, основательницы проекта, прошли на даче в соседней деревне с Охотино, где находится дача её любимого художника Константина Коровина. В начале ХХ века здесь, в гостях у К. А. Коровина, бывали художники В. Серов и С. Виноградов, композитор С. Рахманинов, писатель М. Горький, оперный певец Ф. Шаляпин. Но в начале XIX века вид дома угнетал: окна выбиты, участок зарос сорным кустарником, полы и крыша провалились.
В 2015 году москвичка Елена Пешкова приехала в Охотино покупать участок. С ней познакомилась Наталья, и они решили совместно возродить дом Коровина. Так родилось общественное движение «Спасём вместе», позднее оформившееся в Фонд содействия сохранению культурного наследия имени К. А. Коровина «Спасём вместе».
Возможность возродить дом Коровина вдохновила многих: художники передавали для продажи свои картины, предприниматели помогли вставить стёкла, поменять пол и покрасить стены, журналисты писали статьи и снимали сюжеты.
Благодаря совместным усилиям за месяц удалось привести дом в относительный порядок, создать небольшую экспозицию и открыть двери для посетителей.
Финалисты премии в 2023 году в номинации «Культура».
ЛОТ 10: Свечи с медовым воском
Керамика, воск, фитиль, счастье. Размеры: высота 6 см, диаметр 7 см. Лот предоставлен инклюзивным кластером «Гнездо», Братск, Иркутская область
Эти свечи из медового воска — не просто источник света, но и символ уюта и тепла. Каждая свеча — ручная работа, созданная в инклюзивном кластере «Гнездо», где люди с особыми потребностями получают возможность проявить себя в творчестве. Свечи с натуральным мёдом и фитилём — это аромат и энергия, которые подарят вашему дому особую атмосферу. Свечи выполнены с любовью и вниманием к деталям, создают тепло и уют в любом пространстве.
Проект «Гнездо» — это инклюзивный кластер в Братске, который предоставляет людям с ментальными особенностями возможность развиваться через творчество и ремесло. В 2016 году Ольга Амосова, основательница проекта, осознала важность создания пространства, где особенные люди могут не только найти работу, но и раскрыть свой творческий потенциал. Её внимание привлекла проблема социальной изоляции взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их трудности с трудоустройством и выражением себя. Эти люди часто оказываются в замкнутом круге непринятия и ограниченных возможностей, что приводит к их исключению из общественной жизни.
Ольга начала исследовать, как социальные предприниматели решают эти проблемы в других странах, создавая инклюзивные кафе и творческие мастерские. Вдохновлённая этими примерами, она решила создать подобный проект в Братске. Так в 2016 году «Гнездо» стало первым инклюзивным проектом в городе, быстро завоевавшим популярность. Сегодня «Гнездо» — это не просто мастерская, а настоящий культурный кластер. Здесь работают арт-гараж, уличная сцена, семейный ресторан, творческая мастерская, инклюзивный сквер и оранжерея. Это место, где люди с ОВЗ и горожане обустраивают пространство вместе, создавая гармоничное и вдохновляющее сообщество.
Победитель премии 2021 года и финалист в 2024 году в номинации «Милосердие».
ЛОТ 11: Ухваты
Ручка — дерево, рога — металл. Высота 1,5 м. Лот предоставлен музеем русского быта «По сусекам», Москва.
Эти ухваты — настоящий артефакт русской культуры, который может стать частью вашего интерьера. Деревянные рукоятки с металлическими рогами использовались в домах для того, чтобы безопасно доставать горшки и чугунки из печи. Однако ухват также служил оберегом от нечисти и символизировал защиту дома. Кроме своей функциональности, ухваты стали частью русских сказок и легенд, где баба с ухватом — классический образ защитницы. Этот лот — уникальная возможность не только прикоснуться к предмету быта, но и познакомиться с его культурным значением, которое уходит в глубь веков.
Трогательный музей русского быта «По сусекам» — это место, где сохраняется исчезающий фольклор и предметы старины. Исчезающий фольклор, предметы старины, росписи, символизм орнаментов и обрядов, истлевающие наряды и разрушающиеся деревни с красивейшей архитектурой — всё это натолкнуло на мысль о создании пространства, в котором можно соприкоснуться с исчезающим русским бытом и начать свой путь по его исследованию. Такой культурный стартап, доступный формат, где можно всё: трогать, спрашивать, рассказывать, самим делать то, что делали предки, легко и интересно, без ограничений. Музей находится в самом центре Москвы, работает без выходных, но по предварительной записи.
Победитель в номинации «Русская традиция» в 2023 году.
ЛОТ 12: Половик
Размеры: 90×53 см. Хлопок, текстильная лента. Ручное ткачество на ткацком стане. Aвтор — Степанова Оксана, 2024 год. Лот предоставлен ткацкой мастерской «Основное дело», Москва.
Этот половик, выполненный вручную, — настоящий символ уюта и тепла. Каждая нить прошла через руки мастера, который с уважением относится к древнему ремеслу ткачества. Половик из хлопка — это не просто кусок текстиля, но носитель истории, традиций и уникальных техник ручной работы.
Этот лот станет не только украшением вашего дома, но и напоминанием о важности сохранения народных ремесел, которые прочно вплетены в культурное наследие России. Половик ручной работы согреет ноги и душу, а ещё создаст тёплую атмосферу там, где его постелят.
Мастерская занимается возрождением и современным развитием ткачества и стремится к сохранению традиций и созданию новых идей на основе старинных ремёсел. Здесь можно встретить искусствоведов, этнографов, художников, дизайнеров, фольклористов, педагогов и школьников. Всех их объединяет интерес к ткачеству — одному из самых древних видов рукоделия. Вы тоже можете прийти полюбопытствовать или своими руками соткать дорожку. Кто знает: может, это занятие когда-то станет основным делом.
Финалисты премии 2024 года в номинации «Русская традиция».
ЛОТ 13: Акварели. Художник Лилия Славинская
1. Сардиния, прибой. 25 х 40 см Бумага, акварель. 2016
Лот предоставлен Домом творчества «Романово на Волге», г. Тутаев.
Лилия Петровна Славинская – по духу человек почти эпохи Возрождения, в одной личности с одинаковой силой соединяются таланты художника, предпринимателя, исследователя и путешественника.
Родилась в Самаре, живет в Москве, но объездила весь мир, сохраняя впечатления в своих картинах. В 1991 году вместе с Эдмондом Розенфельдом, владельцем французской галереи, открыла галерею LES OREADES-ОРЕАДЫ в Москве, директором которой является до сих пор. В 2000 году трудами Лилии Петровны в Тутаеве (Ярославская область) появился Дом творчества «Романово на Волге» для творческой интеллигенции и просто семейного отдыха горожан. С 2002 года ведет проект «Три полюса холода - Арктика, Антарктика и Тибет» – результат ее путешествий в труднодоступные места, где она пишет жизнь с натуры.
На аукцион Лилия Петровна представила 5 акварелей, созданных на пленэрах в Италии и Турции.
Дом Творчества Романово — старинная усадьба почётного Романовского гражданина, Дмитрия Великорецкого, поднятая из руин и приспособленная к современной жизни. В сильно ветхом состоянии, она была приобретена в 2000 году московской художницей, путешественницей и галеристом, Лилией Петровной Славинской. Продолжая традицию Домов Творчества для художников и деятелей культуры, Лилия Петровна решилась создать здесь особое место. По авторскому замыслу, Дом нужен для того, чтобы вывести людей за рамки стандартного, вытащить их из мегаполисов, приобщить к культуре страны за пределами какофонии современной цивилизации, помочь людям открыть глубинку и постичь её самобытность.
Победители Премии 2020 года в номинации «Общество».